Испытывался первый серийный Спирит-2 размера S.
Заявленные производителем характеристики:Площадь крыла, кв. м-------------26,25
Размах, м-------------------------11,94
Удлинение------------------------5,433
Площадь в проекции, кв. м--------22,25
Размах в проекции, м--------------9,32
Удлинение в проекции-------------3,91
Количество отсеков-----------------55
Допустимый полетный вес, кг------80-100
Скорость минимальная, км/ч ---------24
Скорость триммерная, км/ч----------37
Скорость максимальная
на акселераторе, км/ч--------------56
Снижение минимальное, м/с---------1,1
Полетный вес во всех полетах составлял 91 кг, что соответствует середине вилки допустимых весов.
В качестве подвесных систем использовались SkyParagliders Excite2 и Aeros Fashion.
Полеты производились в Кончинке и Степанщино.
Конструкция.Не секрет, что прототипом Спирита-2 стал параплан NOVA Mentor-2. Этот параплан уже наделал много шума, став одним из самых лучших, а может и самым лучшим крылом в сегменте EN-B.
Но, Спирит-2 не является 100-процентной копией Ментора. Если даже смотреть на эти парапланы не вооруженным глазом, то видны отличия: немного отличаются стропные системы (у Спирита совсем чуть-чуть больше строп) и количество секций крыла (55 у Спирита, вместо 51 у Ментора-2). Сделано это, вероятно, для улучшения поверхности крыла. Поверхность Спирита по сравнению с Ментором-2 смотрится намного ровнее, особенно в районе ушей. Формы крыльев в плане, удлинения, арочности одинаковы.
Спирит-2, как и его прототип, имеет все современные навороты. В передней кромке вместо майларовых усилений – риджифойлы. В задней кромке – дополнительные четверть-нервюры.
Очень обрадовали цветовой дизайн качество изготовления крыла. С каждым новым крылом «АСА» становится все лучше и лучше.
На земле.Подъем крыла без зависаний, плавный, склонности к не довыводу – нет.
Требуемая нагрузка на передних рядах – маленькая. Крыло можно поднять и без использования передних рядов.
Во избежание обгона крылом пилота, требуется совсем небольшое торможение клевантами.
В полете.Объективных измерений скоростей и аэродинамического качества не производилось. По моим субъективным ощущениям балансировочная скорость достаточно велика, примерно 37…39 км/ч. Прирост скорости на акселераторе не менее 14 км/ч. Аэродинамическое качество во всем диапазоне скоростей, а особенно на акселераторе – очень высокое.
Более точные данные скоростей будут получены чуть позже.
Управляемость.Прямолинейный полет.Крыло отлично слушается клевант. Для компенсации клевков достаточно небольших управляющих движений.
Демпфирование (гашение) колебаний – хорошее.
Нагрузка на клевантах средняя, нарастает прогрессивно. При затягивании клевант до карабинов нагрузка на них составляет 3,5…4 кг. При дальнейшем затягивании клевант еще на 15…20 см нагрузка возрастает до 6,5…7 кг. До срыва в процессе измерений нагрузки на клевантах крыло не доводилось.
В вираже. Для своего предполагаемого класса (EN-B) крыло очень маневренное. Для ввода крыла в спираль требуются небольшие перемещения клевант. При этом, крыло без намека на инерцию входит в крен. Управление весом тоже весьма эффективно.
Набор высоты в термиках.Требуемые перемещения клевант – небольшие. Набирая высоту в различных по интенсивности потоках мне ни разу не потребовалось зажимать клеванты ниже карабинов.
В термической спирали (для предотвращения чрезмерного увеличения крена) крыло нужно придерживать внешней клевантой.
В термической спирали, в зависимости от крена, усилие на внутренней клеванте составляет 2…3 кг. На внешней – 0.5…1,5 кг.
Для компенсации колебаний по тангажу в спирали также требуются небольшие перемещения клевант.
Информативность.Отлично.
При входе в сильные восходящие потоки крыло не заваливается назад, немного клюет вперед. Если крыло зацепило ярко выраженное ядро потока ухом – само стремиться довернуть в него.
Сложения.В ходе полетов произвелись тесты крыла на ассиметричное и фронтальное сложения при полете на балансировочной скорости.
Ассиметрия.Имитировалось сложение 50% крыла.
Доворот крыла в сторону сложенной консоли совсем небольшой. Раскрытие плавное, быстрое. Клевков крыла после раскрытия – нет. Все вписывается в категорию EN-A
Фронталка.За передний ряд складывается ощутимая часть хорды.
Крыло довольно сильно уходит назад. Но, быстро самостоятельно раскрывается и возвращается в полетное положение без сильных клевков и изменения курса. Клевок на выходе составляет не более 30 градусов. То есть, согласно нормам – оценка EN-B.
Итог.Спирит-2 для своего предполагаемого класса покупателей (пилоты выходного дня) интересный аппарат. Довольно быстрый, очень маневренный. С оглядкой на прототип, можно утверждать, что сейчас Спирит-2 один из самых летучих отечественных крыльев в своем классе. В принципе, должен влезть в EN-B.
Но, рекомендовать его для совсем новичков и обучения я бы не стал – слишком он быстрый и маневренный.
Спирит-2 отлично подойдет как второе крыло для пилота выходного дня, или как после-школьное крыло для талантливого выпускника с большим потенциалом «на вырост».
Почем опиум для народа?...Параплан- это планер, и мерилом его совершенства является аэродинамическое качество. Давайте посмотрим, почем сейчас на парапланерном рынке аэродинамическое качество.
Спирит-2 размера S стоит 1380 евро.
Его аналог Ментор-2 имеет аэродинамическое качество 9,3 – 9,5. Эти данные получены авторитетными буржуйскими журналами.
С учетом чуть большего количества строп, предположим, что Спирит-2 будет иметь аэродинамическое качество никак не менее 9,2!
То есть, покупая его, вы покупаете единицу аэродинамического качества менее чем за 1380/9,2=150 евро. Дешевле – ни разу не видел.