www.Flycenter.ru
http://www.flycenter.ru/forum/

Полеты в болтанку
http://www.flycenter.ru/forum/viewtopic.php?f=6&t=1046
Страница 1 из 1

Автор:  sun [ Пн июл 04, 2005 17:25 ]
Заголовок сообщения:  Полеты в болтанку

Я, и мои одноклубники - чайники на дельталетах, хотя неплохо летали
на безмоторниках в свое время. Сейчас появились моторные аппараты, начали по-тихоньку учится летать на них. (Самостоятельно)
Столкнулись с летней термич. болтанкой. Может кто научит, как правильно летать в болтанку, особненности пилотирования, и проч.?

Автор:  Kabaev Sergey [ Вт июл 05, 2005 08:09 ]
Заголовок сообщения: 

Насколько я понимаю, основной рецепт для таких полетов - в термичку не летать.

Автор:  sun [ Вт июл 05, 2005 09:14 ]
Заголовок сообщения: 

А если выбора нет? В прошлый раз до 2-х ночи прождали, термичка так и не прекратилась. У нас полярный день сейчас

Автор:  Sany [ Вт июл 05, 2005 09:51 ]
Заголовок сообщения: 

Мой опыт полетов в термичку ограничен Фрегатом и Стрейнджером.

При этом на Фрегате в 19 м2 я летал в одиночку, на Стрейнджере 14 м2, в одиночку и вдвоем.

Техника более мягкого прохождения потоков отличается, взависимости от нагрузки на крыло:

- потоки легче всего пробивать на крыле малой площади и большой нагрузке (с пассажиром) крыло более устойчиво и легче управляется, траектория изменяется незначительно

- при большом крыле и малой нагрузке на кв м приходиться отдаваться во власть потока, т.е. после входа прибираем ручку, создаем запас скорости, потом набираем в потоке (траектория зависит от цели полета) если поток широкий ручку можно отпустить в прежнее положение, перед выходом ручку нужно еще больше прибрать, тогда при пересечении границы восходняк-нисходняк колбаснет меньше, и после выхода из потока ручку отпустить в полетное положение.

- при входе в поток ручка уходит вперед, аппарат задирает нос т.к. происходит мгновенное приращение угла атаки, при этом, если происходит прибирание ручки с упреждением, то траекторию телеги можно сделать практически прямолинейной.

- потренируйтесь сначала на слабых и небольших потоках, (это развитие термички утром) и хорошо загруженном аппарате, потом сделайте перерыв на дневное время и полетайте вечером. Если у Вас утра не бывает, или развитие термички нестандартно, подберите для тренировок день со слабым температурным градиентом.

- дальнейшие тренировки лучше проводить на том же аппарате и с той же нагрузкой, аппарат не менять, а наращивать силу потоков.

- еще небольшой совет - не старайтесь осваивать подобные полеты в зоне "кипения" 100-200м высоты. Поднимитесь для начала до сформировавшихся потоков -300-400м. Траектория посадки не должна при этом быть слишком сложной (тогда без труда пробьете турбулентность). Спланируйте это заранее.

- проводите полеты при присутствии инструктора, который летал в данных условиях.

- успехов!

Автор:  sun [ Ср июл 06, 2005 14:57 ]
Заголовок сообщения: 

Спасибо за ценные советы. Только еще пару вопросов. А чем, собственно, опасны полеты в болтанку? Ну, скажем в умеренную болтанку? И еще - а по кренам есть какие-то особенности?
Надо ли обязательно их парировать? Где-то слышал мнение, что чтобы сберечь силы, то можно вообще в болтанку ничего не делать, мягко
ходить за ручкой, только слегка ее придерживая, мол, все равно аппарат сам после возмущения на место встанет. Самому попробовать, правда, так и не довелось, все как-то забывал, да и страшно.

Автор:  Sany [ Ср июл 06, 2005 16:28 ]
Заголовок сообщения: 

в болтанку крыло "ходит" и по крену, и по тангажу, т.к. оочень маловероятно, чтобы крыо вошло в поток сразу и симметрично.

Опасность заключается в приближении углов атаки к критическим, поэтому если у крыла задняя центровка, и Вы его еще при входе отпустите, то очень вероятно достижение срывных углов атаки на крыле.

Опять таки, при выходе можно не парировать пикирование, но в случае если "пузыри" идут один за одним, то в следующем пузыре Вы выйдете на большие углы чем в первом, вследствие разноса точек приложения аэродинамической силы, и силы тяжести (т.е. инерционности телеги) которая составляет бОльшую часть массы аппарата. Такой "расколбас" врядли понравиться Вам и Вашему пассажиру. На сложном аппарате легче спарировать болтанку заранее, чем потом бороться с последствиями.

Автор:  Гость [ Чт июл 07, 2005 18:59 ]
Заголовок сообщения: 

Kabaev Sergey писал(а):
Насколько я понимаю, основной рецепт для таких полетов - в термичку не летать.

- Глумпости!! "Убивает не болтанка - убивает паника", говорил А.де Сент-Экзюпери.
От себя могу добавить, что болтанка сильная, т.е. реально затрудняющая управление МДП, да еще и на высоте, встречается крайне редко. В обычную термичку летать на безопасных высотах вполне можно (имеются в виду нормальные и нормально отрегулированные крылья). Все дело в привычке. Затруднительны и опасны длительные полеты у земли. Многие "химики", в силу специфики работы, летают в тихую погоду и от нормальной дневной погоды просто отвыкли. В потоке под облаком можно и руки бросать на короткое время, ну потреплет немножко, да и отпустит, до земли то далеко! С точки зрения прочности не рекомендовал-бы летать в болтанку на скорости близкой к максимальной (если действительная максимальная скорость вашего аппарата приближается к величине равной двум скоростям сваливания) - можно отловить перегрузку близкую к эксплуатационной. По этой же причине не рекомендуется энергичное маневрирование - маневренная и болтаночная перегрузки могут наложиться. На посадку следует на несколько повышенной для улучшения управляемости скорости (впрочем "пережимать" ручку тоже не следует, т.к. многие крылья становятся на больших скоростях очень чувствительными) и не зевать!

Автор:  m-r Gray [ Чт июл 07, 2005 19:03 ]
Заголовок сообщения:  Полеты в болтанку

Прошу прощения, гопода, предыдущее сообщение - мое. Забыл зарегистрироваться!!

Автор:  Sany [ Пт июл 08, 2005 12:36 ]
Заголовок сообщения: 

- Увы фразу "прибираем ручку"
- не все воспримут одинаково.

От кратковременного прибирания ручки на входе в термик на 15-20 см (для учебного крыла) скорость крыла не изменяется :!:

Измениться она в том случае, если ее продолжать удерживать в этом положении.

Смысл работы ручкой в термиках
сохранять постоянной скорость аппарата, не допуская развития кренов и изменений углов тангажа телеги

- прошу обратить внимание.

Автор:  alexey [ Вт июл 12, 2005 08:22 ]
Заголовок сообщения: 

Летать в болтанку конечно-же можно. Во всем нужна последовательность, - страшна неизвестность. При условии правильного управления дельталетом (сказано выше), наличия высоты и скорости, риски невелики, больше зависит от психологического состояния и примитивно сил в руках. И еще какова цель полета. Если маршрут, можно порекомендовать использовав в помощь те-же термики забраться до уровня инверсионного слоя или выше границы облаков, в этом есть один минус - там несколько прохладно.

Автор:  Проходимец [ Ср июл 13, 2005 19:39 ]
Заголовок сообщения: 

Sany писал(а):
- Увы фразу "прибираем ручку"
- не все воспримут одинаково.

От кратковременного прибирания ручки на входе в термик на 15-20 см (для учебного крыла) скорость крыла не изменяется :!:

Измениться она в том случае, если ее продолжать удерживать в этом положении.

Смысл работы ручкой в термиках
сохранять постоянной скорость аппарата, не допуская развития кренов и изменений углов тангажа телеги

- прошу обратить внимание.


На счет постоянства углов тангажа телеги не совсем согласен. В термическую болтанку главная задача избежать больших перегрузок, а это возможно, если стараться сохранять постоянный угол атаки крыла. Соответственно в восходящих потоках получается угол тангажа телеги больше обычного, а в нисходящих меньше обычного. Да и утомляемость пилота при таком стиле пилотирования получается меньше, чем при попытке "сохранять угол тангажа телеги".

Страница 1 из 1 Часовой пояс: UTC + 3 часа
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
http://www.phpbb.com/