|
Легкий двухместный многоцелевой самолет Сигма-5
г. Жуковский, КБ "Сигма"
Назначение
Самолет Сигма-5 предназначен для учебных и тренировочных полетов, для авиатуризма, патрулирования, и других полетов неакробатического применения, при которых разрешены любые маневры, необходимые для выполнения нормального полета и при которых угол крена не превышает 60 градусов.
Описание самолета
Самолет представляет собой двухбалочный низкоплан нормальной схемы с силовой установкой с толкающим воздушным винтом, расположенной позади кабины. Основным силовым элементом самолета является центроплан, к которому крепятся консоли крыла, хвостовые балки, стойки основного шасси и кабина.
Центроплан крыла и хвостовые балки выполнены из металла. Центроплан прямоугольной формы в плане представляет собой клепаную кессонную конструкцию и содержит герметичный отсек для топлива. Центральная часть крыла оснащена выдвижным щелевым закрылком, изготовленным из стеклопластика.
Консоли крыла выполнены с сужением, изготовлены из стеклопластика. Панели крыла и стенка лонжерона имеют трехслойную конструкцию с пенопластовым заполнителем. Консоли крыла оснащены выдвижными щелевыми закрылками и элеронами, изготовленными из стеклопластика.
Горизонтальное оперение установлено между балок в их хвостовой части, содержит прямоугольные на виде в плане стабилизатор и руль высоты. Вертикальное оперение состоит из двух килей с установленными на них рулями направления. Все элементы оперения изготовлены из стеклопластика трехслойной конструкции. Руль высоты имеет весовую балансировку и оснащен триммером.
На нижней поверхности балок в их хвостовой части установлены фальшкили с подрессоренными хвостовыми предохранительными опорами.
Кабина экипажа с тандемным расположением сидений пилотов изготовлена из стеклопластика, содержит силовой каркас из шпангоутов и продольной балки коробчатого сечения. На балке крепятся сидения экипажа, внутри балки проходят элементы управления. Кабина оснащена фонарем из акрилового оргстекла, открывающимся вправо. Для посадки экипажа в кабину с левой стороны кабины установлена телескопическая убирающаяся подножка. Переднее сидение имеет регулировку положения в продольном направлении и по наклону, заднее сидение может откидываться вперед для обеспечения доступа к багажному отсеку.
Система управления сдвоенная, педали имеют индивидуальную регулировку под рост летчика. Проводка управления рулем высоты, рулями направления и элеронами жесткая, состоит из трубчатых тяг, валов и качалок. Управление закрылками осуществляется с помощью электромеханизма.
Шасси самолета трехопорное с носовым колесом, убирающееся. Главные стойки шасси имеют рычажную конструкцию, оснащены жидкостно-газовыми амортизаторами. Основные колеса оборудованы дисковыми тормозами с гидравлическим приводом. Передняя стойка шасси рессорного типа, носовое колесо управляемое. Уборка шасси производится с помощью электромеханизмов. При убранном положении колеса основных опор шасси выступают снизу из обтекателей примерно на 70 мм, что позволяет совершить посадку без повреждений конструкции самолета в случае посадки с убранным шасси.
Двигатель
Силовая установка – поршневой двигатель ROTAX-912ULS с трехлопастным воздушным винтом изменяемого шага. Мощность двигателя – 100 л. с. при 5800 об/мин. Двигатель, согласно авиационым нормам, имеет дублированную систему зажигания и встроенный бензонасос.
Особенности эксплуатации самолета
Особенностью самолета, определяющей выбор его компоновочной схемы, является возможность быстрого складывания консолей крыла путем поворота их вверх - назад относительно наклонной оси, что обеспечивает удобство его транспортировки и хранения. Складывание крыла производиться вручную одним человеком без применения инструмента. Консоли в сложенном положении опираются на специальные подкосы, которые одним концом крепятся к узлам на верхней стороне хвостовых балок, а вторые концы этих подкосов со сферическими наконечниками с лысками вставляются в специальные гнезда на верхней поверхности консолей крыла. При раскладывании крыла в полетную конфигурацию происходит автоматическая стыковка систем управления элеронами и закрылками.
При перевозке самолета путем буксировки его за автомобилем к носовой части самолета монтируется специальное сцепное устройство, а передняя стойка шасси убирается. Для большей компактности самолета при движении по дороге возможно дополнительное складывание закрылков консолей крыла поворотом их задней кромкой вверх.
Самолет оборудован огнями автомобильного типа, установленными в хвостовой части. В передней части обтекателей основных стоек шасси установлены фары.
Самолет может оборудоваться быстродействующей парашютной системой (БПС), винтом изменяемого шага (ВИШ), дополнительными приборами или целевой аппаратурой по согласованию с заказчиком.
Проект самолета разработан в соответствии с европейскими нормами JAR VLA. Самолет Сигма-5 изготовлен КБ "Сигма" и первый раз поднят в воздух в 2010г.
Конструкция и оборудование самолета позволяют выполнять полеты в простых метеоусловиях в светлое время суток по правилам визуальных полетов (ПВП). Самолет может эксплуатироваться во всех климатических зонах в диапазоне температур окружающего воздуха от –25 до + 40 ОС. Могут использоваться грунтовые ВПП или ВПП с твердым покрытием длиной не менее 300 м.
Летно-технические характеристики самолета
Масса пустого, 340 кг | Скорость минимальная, 80 км/ч |
Масса взлетная, 600 кг | Скороподъемность 5.5 м/с |
Размах крыла, 8,7 м | Длина разбега, 124 м |
Скорость максимальная, 270 км/ч | Дальность, 650 км |
Площадь крыла, 8,7 кв.м. | Взлетная дист до h=15м, 290 м |
Емкость топливного бака, 102 л | Посадочная дист. с h=15м, 400 м |
Скорость крейсерская, 240 км/ч | Эксплуатационная перегрузка +4.4 -2.2 |
|
Базовая комплектация самолета
планер самолета с авиационным оборудованием в базовой комплектации (указатель скорости, вариометр, высотомер), с окраской внешней поверхности;
инструкция по летной эксплуатации и техническому обслуживанию;
силовая установка, включающая двигатель, системы и оборудование, поставляемые с двигателем, воздушный винт;
фары;
оборудование для буксировки самолета легковым автомобилем.
Опциональная комплектация (по индивидуальнму заказу)
На самолет устанавливается дополнительное оборудование в соответствии с индивидуальными требованиями заказчика:
парашютная система;
радиостанция;
отделка салона «люкс»;
химнавеска.
Условия поставки
Для частных заказов: предоплата на планер самолета Сигма-5 - 50%, на двигатель и дополнительное оборудование - 100%. Срок изготовления самолета с момента получения предоплаты 6 - 10 месяцев. Для корпоративных заказчиков возможны варианты оплаты и скидок.
Контактная информация
тел. +7 095 556 53 89 (мастерская),
моб. +7 916 696 62 70 - Игнатьев Сергей Владимирович, главный конструктор,
моб. +7 916 618 32 57 - Шевяков Михаил Юрьевич, летчик-испытатель,
факс. +7 095 556 78 97 (факс),
mail-To:sigma@trancom.ru
mail-To (English):market@flycenter.ru
Информация о самолете Сигма-5
Руководство по летной эксплуатации самолета Сигма-5 (Файл ".pdf" 600Кб)
Фотоальбом "Сигма-5 в воздухе!" >>
Новости о самолете Сигма-5 >>
|
|
|
|