Обучение полетам на параплане дельтаплане дельталете Клуб Горизонт Жуковский Москва Полеты параплан и легкий самолетПолеты дельтаплан и дельталет
Клуб СЛА «ГОРИЗОНТ»

Полеты Параплан т. 926 265 8003

Дельтаплан т. 916 251 9063
и Дельталет т. 916 823 8239










Обучение полетам на параплане полеты на параплане в тандеме Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru

:

«Домбай парапланерный»


Летное место Домбай карта Домба Полеты на параплане с Клубом Горизонт
3-D карта Домбая
увеличить картинку >>

Летное место Домбай Вид с 6-ой очереди канатной дороги на пос. Домбай и ущелье Алибек Полеты на параплане с Клубом Горизонт
Вид с 6-ой очереди канатной дороги на пос. Домбай и ущелье Алибек
увеличить картинку >>

Летное место Домбай. Вид со старта на 4-й очереди канатки на г. Домбай-Ульген Полеты на параплане с Клубом Горизонт
Вид со старта на 4-й очереди канатки на г. Домбай-Ульген
увеличить картинку >>

Летное место Домбай На старте А. Складников. Полеты на параплане с Клубом Горизонт
На старте А. Складников
увеличить картинку >>

Летное место Домбай. Вид с воздуха на 5-ю и 6-ю очереди канатрной дороги на фоне г. Домбай-Ульген. Полеты на параплане с Клубом Горизонт
Вид с воздуха на 5-ю и 6-ю очереди канатрной дороги на фоне г. Домбай-Ульген
увеличить картинку >>

Летное место Домбай. Автор статьи в полете над Домбаем. Полеты на параплане с Клубом Горизонт
Автор статьи в полете над Домбаем
увеличить картинку >>

Летное место Домбай. Параплан на фоне г. Семенов-Баши. Полеты на параплане с Клубом Горизонт
Параплан на фоне г. Семенов-Баши
увеличить картинку >>

Летное место Домбай. Автор статьи, Складников А. и Клепов Н. на соревновательном старте Полеты на параплане с Клубом Горизонт
Автор статьи, Складников А. и Клепов Н. на соревновательном старте
увеличить картинку >>

Летное место Домбай. Река Теберда. Полеты на параплане с Клубом Горизонт
Река Теберда
увеличить картинку >>

Летное место Домбай. Полет в сторону Теберды. Полеты на параплане с Клубом Горизонт
Полет в сторону Теберды
увеличить картинку >>

Летное место Домбай. Пример постановки соревновательного упражнения Полеты на параплане с Клубом Горизонт
Пример постановки соревновательного упражнения
увеличить картинку >>

Летное место Домбай. Над Тебердой Полеты на параплане с Клубом Горизонт
Над Тебердой
увеличить картинку >>

Летное место Домбай. Полет над облаками Полеты на параплане с Клубом Горизонт
Полет над облаками
увеличить картинку >>

Летное место Домбай. Складников А. на посадке на Аманаузе Полеты на параплане с Клубом Горизонт
Складников А. на посадке на Аманаузе
увеличить картинку >>

Летное место Домбай. Около штатной посадки Полеты на параплане с Клубом Горизонт
Около штатной посадки
увеличить картинку >>


Домбай – один из красивейших уголков Западного Кавказа, расположен в Республике Карачаево-Черкесия, на территории Тебердинского заповедника. Эти живописные вершины Главного Кавказского хребта, воспетые Владимиром Высоцким и Юрием Визбором, ежегодно привлекают многих туристов, альпинистов, лыжников, бордеров и фрирайдеров, а также прапапланеристов из самых разных мест России и зарубежья.

Домбайская поляна,

на которой находится одноименный поселок, гостеприимно размещающий всех спортсменов и им сочувствующих, расположена на высоте 1630 м над уровнем моря при слиянии трех горных рек: Аманауза, Домбай-Ульгена и Алибека (так же называются и горные вершины, у которых реки берут свое начало). Вместе воды этих рек составляют стремительную реку Теберда, которая ниже по течению разделяет долину надвое, определяя более желанный берег для посадки от берега, гарантирующего долгое возвращение.

Климат

320 солнечных дней в году делают Домбай не менее привлекательным высокогорным курортом, чем европейские. Летный сезон для пилотов СЛА в Домбае начинается в сентябре-октябре, и заканчивается в апреле. В марте стали традиционными соревнования Кубок Домбая, в это время температура воздуха от -5 до +5, на горных склонах снега еще достаточно для катания, а в долине Теберды его уже нет совсем

Старт

Старты парапаланеристов в Домбае располагаются на горнолыжных склонах горы Мусса-Ачитара, подъем к ним осуществляется на канатных дорогах и не составляет никаких трудностей. Обычно стартуют с 4-й очереди “канатки”. Высоты в 2500м над уровнем моря, или примерно 1000м над долиной при наличии термички вполне достаточно для начала хорошего полета. Также старты расположены еще на 5-й и 6-й (3200 м) очередях канатной дороги.

Склон

на котором располагаются основные старты имеет южную экспозицию. Наилучшим прогнозом для полетов в Домбае является фоновый ветер южных направлений до 3-4 м/с, или штиль. При этом ветер на старте может гулять на 360 градусов. Идеальными ветром на старте является штиль или встречный ветер до 4 м/с. При более сильном ветре, внизу ущелья возможно запирание и посадка «хвостом вперед», а также повышенная турбулентность от скал, деревьев и построек. Нередко приходится стартовать прямым стартом, при этом в разреженном горном воздухе крылу нужно больше скорости, и бежать нужно достаточно быстро. Желательно стартовать не из сугроба, так как тогда бежать будет еще труднее и придется изображать страуса)). В сильную термичку на старте возможны настоящие смерчи, визуализированные снежной пылью. Дополнительной опасностью на старте является горнолыжники и сноубордисты, которые так и норовят проехать по вашему драгоценному летательному аппарату.

Посадка

Как известно, посадка – это самый важный и ответственный момент полета. Ущелья Аманауза, Алибека и Домбай-Ульгена довольно узки, ущелье Теберды расширяется через 20 км от поселка Домбай. Внизу этих ущелий помимо бурных рек с каменистыми берегами мы видим упавшие стволы деревьев, бревна и коряги, и полное отсутствие пригодных для посадки площадок. Поэтому единственная штатная посадка в Домбае располагается на берегу речки Аманауз. Со всех сторон она ограничена 30-метровыми елями, поэтому необходимо уметь точно планировать заход на ограниченную площадку, постоянно контролируя направление ветра у земли по GPS и другим признакам, например по сносу дыма.

Хорошо, если на посадке уже есть пилоты, которые докладывают о текущих условиях по рации. Однако бывает, что все меняется в считанные секунды… и некоторые оказываются на деревьях. Поэтому неплохо иметь с собой в каждом полете веревку, пару карабинов, и уметь этим пользоваться чтобы безопасно спустится с дерева. Также нужно учитывать, что Домбай - это заповедник, и стоимость одного спиленного дерева может превысить стоимость параплана.

При посадке в непосредственной близости от горной реки лучше выбирать ее более широкий берег, чтобы гарантировать, что крыло после его гашения не упадет в воду. Достаточно единственной секции крыла попасть в воду, и бурный поток даже маленькой речки сможет стащить пилота в воду. Это - смертельно опасно!

При посадке в Тебердинской долине коварную опасность представляют провода, практически незаметные с высоты. Высоковольтные ЛЭП пересекают часто ущелье и реки и их опоры зачастую могут быть незаметны из-за деревьев на берегу. Еще и еще раз – перед посадкой – все внимание на обстановку вокруг!

Полеты

Из-за больших контрастов снега, открытых скальников и лесов термичка в Домбае может быть очень сильной (до +10 м/с). Даже при полете в условиях сплошной облачности можно летать в потоках до +2. Потоков в Домбае много. Почти всегда дежурный термик стоит над ретранслятором. Также, потоки всегда есть на южном склоне горы Семенов-Баши. Часто, источниками теплого воздуха для потоков в Домбае являются леса на южных склонах гор.

Как и во всех горах в Домбае в каждой долине направление и скорость ветра может сильно меняться по высоте. Поэтому GPS здесь является необходимым атрибутом. Также нужно помнить о возможном срезе ветра, когда в «бассейне», окруженном высокими горами, относительно спокойные условия и штиль, а чуть выше вершин – сильный ветер и турбулентность. Но в хорошую спокойную погоду над чашей долин Домбая можно летать часами и это не будет скучным. Безумно красивые горные вершины, к которым можно подобраться очень близко, белоснежные ледники и черные скальные выступы, высокие мохнатые ели, над которыми можно пройтись в динамике – все это захватывает дух своей красотой, величественностью и многообразием. Выкрутив выше, в ясную погоду видно Грузию на юге, Черное море на западе и Эльбрус на востоке. Сесть внизу на единственной штатной площадке на берег реки Аманауз в разгар термичного дня будет затруднительным – над самим поселком Домбай сходят многочисленные потоки и «пузыри», и встречаются ветра из трех ущелий, а сама посадка ограничена по площади.

Если скучно летать только над Домбаем, то можно лететь на север вдоль долины в сторону Теберды. Именно туда ставятся все задачи в соревновательных полетах, с одним-двумя ППМ в районе Домбайской долины. В долине Теберды ветер всегда дует более сильный – даже пилоты на спортивных аппаратах садятся с нулевой скоростью против ветра. При этом нужно учитывать что между Домбаем и Тебердой (примерно 15 км) безопасных посадок нет. К счастью, в хороший термичный день преодолеть это расстояние не составляет труда. И за пару часов можно долететь и до Нижней Теберды. Хотя, до Карачаевска пока еще никто не долетал, и ходят слухи что первому долетевшему местные подарят новую Ниву.

Соревнования

Первые парапланерные соревнования в Домбае разыграли в 1996 году. А первый «Кубок профессионалов» был проведён в соседнем ущелье Аксаут. С 1997 года по 2001 Кубки Домбая чередовались с Кубками профессионалов, которые проводились в Домбае осенью.
Пилоты клуба «Горизонт» участвуют в домбайских соревнованиях уже не первый год. В этом году, к сожалению, Кубок Домбая остался не разыгранным из-за погодных условий – как ни старались спортсмены, хорошей летной погоды не было, а попытки летать в плохую Домбайскую погоду показали всем, что иногда лучше оставаться на земле. Не обошлось без запасок, но, к счастью, без травм.
В 2010 году Домбай подарил спортсменам больше красивых и высоких полетов с потоками до +8, наборами до 3600 м над уровнем моря и маршрутов до финиша. Складников Александр занял 8-е место.

О проживании:

в поселке можно снять квартиру от 400 руб за человека в сутки, 2-х разовое питание – от 350 руб в день, подъемник на 4-ю очередь – от 300 руб, в периоды соревнований для участников скидки.

Выводы

Домбай – для кого он? Впервые – для пилота с налетом в минимум 2 сезона активных полетов в термичке, а также в любых более простых горных условиях. Для уверенно стартующего и умеющего отказать себе в старте. Для пилотов, которые могут управлять своим крылом и знают его возможности в разных погодных условиях. Желательно уметь применять крутую спираль и растрясать «галстуки», компенсировать сложения и не срывать свой аппарат. Обучение в Домбае возможно только с пристальным и постоянным присмотром инструктора, а лучше двух – на старте и на посадке. Хотя учиться там все же лучше катанию на горных лыжах. В Домбае хорошо жить долго и много наблюдать – погоду и полеты других пилотов. Соревноваться – для тех, кому важны эти соревнования как личный результат в серии кубков и чемпионатов, для поддержания постоянной соревновательной формы, для настоящих профессионалов.

Cпасибо за внимание, безопасных и красивых полетов!
Dashasha >>

Яндекс цитирования  
Яндекс.Метрика
На главную >>