Общество  «Аэродинамика» и Клуб «Горизонт»  обучение полетам параплан, дельтаплан, дельталет, легкий самолет Параплан, дельтаплан, дельталет, легкий самолетПараплан, дельтаплан, дельталет, легкий самолет
Клуб СЛА «ГОРИЗОНТ»
Общество «АЭРОДИНАМИКА»
Параплан +7 926 2658003
Дельтаплан +7 916 2519063

Обучение полетам на параплане. Парапланы и полеты на парапланах. Парапланы и подвесные системы парапланериста. Авиационный топ. Нижние два числа - хитов всего и хитов в среднем за день. Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru

Реклама:

«Один день в Чегеме, 2007»


Полеты в Чегеме. Автор Nikola. Полеты 2007. Парапланерный Клуб Горизонт
Чегем. Водопады
увеличить картинку >>

Полеты в Чегеме. Автор Nikola. Полеты 2007. Парапланерный Клуб Горизонт
Живем в горах!
увеличить картинку >>
<
Полеты в Чегеме. Автор Nikola. Полеты 2007. Парапланерный Клуб Горизонт
Чегемское ущелье - вид с высоты птичьего и парапланерного полета.
увеличить картинку >>

Полеты в Чегеме. Автор Nikola. Полеты 2007. Парапланерный Клуб Горизонт
Идем вдоль хребта
увеличить картинку >>

Полеты в Чегеме. Автор Nikola. Полеты 2007. Парапланерный Клуб Горизонт
На старте
увеличить картинку >>

Полеты в Чегеме. Автор Nikola. Полеты 2007. Парапланерный Клуб Горизонт
Лучше гор могут быть только горы...
увеличить картинку >>

Полеты в Чегеме. Автор Nikola. Полеты 2007. Парапланерный Клуб Горизонт
Над ущельем
увеличить картинку >>

Полеты в Чегеме Воропаев Николай. Автор Nikola. Полеты 2007. Парапланерный Клуб Горизонт
Чегем. Автопортрет в полете.
увеличить картинку >>

Полеты в Чегеме. Автор Nikola. Полеты 2007. Парапланерный Клуб Горизонт
Выше вершин
увеличить картинку >>

Полеты в Чегеме. Автор Nikola. Полеты 2007. Парапланерный Клуб Горизонт
И еще про горы
увеличить картинку >>

Полеты в Чегеме. Автор Nikola. Полеты 2007. Парапланерный Клуб Горизонт
Стая
увеличить картинку >>

Полеты в Чегеме. Автор Nikola. Полеты 2007. Парапланерный Клуб Горизонт
Жить - хорошо!
увеличить картинку >>

Полеты в Чегеме. Автор Nikola. Полеты 2007. Парапланерный Клуб Горизонт
Крылатые друзья
увеличить картинку >>
Этот отчет должен был появиться еще в начале сентября прошлого года, но поздно - лучше, чем никогда

В августе 2007 года

В августе 2007 года мне довелось провести один день в Чегемском ущелье.
Попал я туда совершенно случайно, благодаря знакомству с юными парапланеристами из курского клуба «Торнадо» и их инструктором Таней Носковой. Дело было на Юце. После окончания детских соревнований они собирались заехать в Чегем, и предложили мне присоединиться к этому путешествию. Звонок на работу, быстро поменять билеты – и я уже наслаждаюсь горными пейзажами из окна микроавтобуса.
По узкому серпантину мы углубляемся в Кабардино-Балкарию. Короткая остановка около знаменитых чегемских водопадов. К сожалению, уже темнело, и качественно заснять их не удалось.

В лагерь приехали уже в полной темноте. Местный пасечник угостил нас вкуснейшей похлебкой, наотрез отказавшись брать за нее какие-то деньги. А медом мы просто объелись. Честно скажу, был приятно поражен таким гостеприимством, для нас, жителей города, это удивительно.
Утром, выбравшись из палатки, я увидел горы во всей красе...

Чегемское ущелье

Чегемское ущелье – уникальное место. Оно имеет боковой «карман» (или ответвление) шириной около километра, дно которого расположено под уклоном и сужается в нижней части. С другой стороны ущелье ограничено вертикальными скальными зубьями высотой около 500 метров. Днем снизу вверх по дует так называемый горный бриз, образуя у этих скал ровный мощный динамик.
При всей своей привлекательности, он таит в себе одну серьезную опасность, связанную с аэрологией гор. Вечером восходящий поток меняется на нисходящий, и происходит это в течение нескольких минут. Если зазевавшийся пилот не успеет сесть до смены направления ветра – его с очень приличной скоростью швырнет на скалы. Идти на посадку лучше за 15-20 минут до затухания динамика, а при появлении первых признаков его ослабления надо немедленно приземляться, не уже пытаясь слететь в лагерь.

Позавтракав, мы отправились на старт. Он расположен на живописном лугу метров на 100 выше лагеря.

11 утра

11 утра, погода прекрасная, но дует, на мой взгляд, слабовато. Раскладываю крыло, стартую. Сперва показалось, что просадит – и придется приземляться где-нибудь внизу, а потом тащиться с километр назад. Доворачиваю к поросшему лесом склону. Около старта он относительно пологий, и слишком приближаться опасаюсь – перспектива посадки на сосну не вдохновляет. У склона начинаю плавно выпаривать, разворачиваюсь, прохожу над стартом, впереди зубья… И тут начинает переть. Как на лифте. Ощущение, что ветер дует вертикально вверх, прибор заходится писком, показывая +4…+6. Через несколько минут я уже лечу параллельно вершине хребта.

Динамик

... 700 метров над стартом набираются буквально за несколько минут, динамик очень ровный и стабильный. Много пространства для маневров и есть куда садиться внизу. «Правильный» ветер дует с 11 утра до 6-7 часов вечера.
В тот день я налетал более 5 часов.
Величина и мягкость динамика позволяют заниматься фотографированием, почти не отвлекаясь на управление. Из-за величины летного пространства динамика - никакой тесноты, несмотря на приличное количество крыльев в воздухе.

Запаска

Закончились мои полеты не совсем гладко. Летал я на ASA Respect, приобретенном буквально за неделю до отправления на Юцу. Мой общий налет при приезде в Чегем составлял чуть менее 15 часов (из которых 12 – на «Респекте»).
Обрадовавшись быстро набираемой высоте, я решил заняться акробатикой в виде спиралей и винговеров. Если с первыми проблем не возникало, то вторые еще предстояло научиться выполнять – до сих пор у меня вместо красивых фигур выходили какие-то неуклюжие качки. После некоторых стараний начало получаться, но я слишком увлекся и забыл про контроль высоты…
Резкий выход из очередного виража, когда я наконец увидел слишком близкую землю, привел к неожиданной спирали. Еще один противоввод, и… 70% крыла с правой стороны складывается. Мгновением позже начинается авторотация, край сложившейся консоли в «галстуке». Скорость нарастает, вижу под собой белые валуны на склоне, на ОЧЕНЬ близком склоне, они быстро вращаются. Чувствуется перегрузка. Смутно помню, как дотянулся до ручки запаски – нашел сразу, на ощупь, не зря все-таки тренировался, вися дома в подвеске. Рывок, бело-оранжевый комок парашюта пролетает вверх с правой стороны. Напрягаю ноги в нужном положении, успев мысленно попрощаться с ними, а заодно и с позвоночником. Носки ботинок уже почти касаются земли, ожидаю телом удара, который невозможно погасить, пфх! – и что-то мощно тянет вверх, останавливая вращение… В этот же момент ощущаю подошвами землю. Если бы не было склона – я бы, наверное, даже не упал. А так еще пару раз перекатился, чуть царапнув шлемом по камням. Сверху меня тут же накрыла запаска.
Секунд пять в голове было пусто и хорошо. Потом пришлось как-то реагировать на крики в рации “Коля разбился, врача срочно” и т.п. Звук собственного голоса, сообщающего, что Коля живее всех живых, доставил ни с чем не сравнимое наслаждение. Через полминуты, когда я наконец выпутался из запаски, еще большее наслаждение доставили яркое солнце и синее небо. Жить было прекрасно. Когда подбежали севшие поблизости пилоты, я, кажется, смеялся.
Эта фотография сделана через 5 минут после спасения на ЗП. Видео всего этого безобразия можно посмотреть http://www.flycenter.ru/video/SC/4egem.avi. За случайную съемку спасибо Андрею Собетову. Судя по ней, я бросил ЗП на высоте около 20 метров. Парашют успел открыться благодаря горизонтальной скорости вращения. Момент надувания запаски (и ее первоначального импульса, направленного вверх) совпал с моментом касания земли, что обеспечило очень мягкую посадку. Брось я ЗП на полсекунды позже…
Придя в себя и выслушав различные мнения о стиле пилотирования (с частым упоминанием моей матушки), я запихал запаску в багажное отделение подвески и слетел в лагерь. Это был, вероятно, самый осторожный полет в моей парапланерной жизни.
На этом мой летный день в Чегеме закончился.

Потом были бесконечные разговоры, костер, шашлык, дружная компания, обратная дорога и громкая музыка в микроавтобусе… И планирование будущих выездов.

Николай Воропаев, aкa Nikola

Яндекс цитирования  
На главную >>